Анализ общества в «Человеческой комедии» Бальзака

Описание картины действительности в произведениях Бальзака волновало, и не перестаёт волновать до сих пор, ведущих французских критиков. Особо пристальное внимание уделяется произведению «Человеческая комедия». Э. Фаге, например, сетовал на отсутствие в нем детских образов, а Ле Бретон указывал на отсутствие в «Человеческой комедии» поэтического начала, столь присущего, по его словам, реальному миру.

Интересным оказался подход к анализу произведений Бальзака со стороны Ф. Брюнетьера. Он использовал количественный подход, из которого следовало, что лишь три произведения Оноре посвящены сельской жизни, а это, по мнению Брюнетьера, не соответствовало действительности потому, что не отражало места крестьянства во французском обществе. Из чего был сделан вывод о том, что изображение жизни в произведениях великого Бальзака было далеко не полным.

Существенным недостатком, по мнению некоторых французских литераторов, является отсутствие в произведениях Оноре де Бальзака образов рабочих крупной промышленности, а так же профессоров и адвокатов. И тут же подчёркивается, что слишком много внимания уделено описанию образов стряпчих, нотариусов, ростовщиков, банкиров, отъявленных уголовников и девиц лёгкого поведения. Позднее Кристоф и Серфберр составили список, из которого следует, что в «Человеческой комедии» примерно 425 человек – аристократы, 1225 человек – представители буржуазии, 75 человек - ремесленники, 72 человека – домашняя прислуга и всего 13 человек – крестьяне.

Однако большинство литературных критиков считает, что на основании этих скрупулёзных подсчётов не следует делать столь категоричные выводы и сомневаться в достоверности отражения действительности в произведениях Бальзака. Углубленное изучение произведений гениального писателе продолжается. Есть мнение абстрагироваться от чистой фактографичности, дабы понять мир «Чистой комедии» с точки зрения философии.