Бальзак и французский реализм

Французский реализм второй половины девятнадцатого века представлял собой разветвлённое и довольно многообразное художественное направление.

Французский писатель Мерсье в предисловии к своей книге «Картины Парижа», увидевшей свет более двух веков назад, описал свои наблюдения за людьми, в результате чего он предположил, что люди подобны животным. Они могут, в зависимости от обстоятельств, места и времени подвергаться разнообразным и самым удивительным метаморфозам.

Догадку Мерсье развил и гениально воплотил в своём литературном творчестве великий Оноре де Бальзак. Однако не только он, но и весь французский реалистический очерк сороковых годов занимался тем, же самым (каждый по-своему и со своим художественным приёмом) и являл собой своеобразную школу реализма. Этим отличались «физиологические» очерки, которые представляли собой нечто вроде синтеза нравоописания, претендующие на «научный» подход с оттенком лёгкой шутливости. Они более других приблизились к методу Бальзака, так как тяготели к типизации и обобщению действительности. Ещё до того момента, как Бальзак опубликовал программное предисловие к «Человеческой комедии», Жозеф Майнцер - один из очеркистов тех времени, проявив стремление к реалистическому изображению бытия, призвал своих коллег проанализировать все восемьдесят шесть департаментов страны, опросить все классы общества и каждого из его членов, дабы составить достоверное впечатление о состоянии общества.