Раскрытие образов буржуазных хищников в произведениях Бальзака (часть 2)
В произведениях Оноре де Бальзака просматриваются два образа накопителей (людей, обладающих огромным запасом золота), которых смело можно поставить рядом с Нюсинженом.

Это папаша Гранде в романе «Евгения Гранде» и ростовщик Гобсек в повести «Гобсек».

В эпоху, когда деньги превращаются в важнейшую силу общественной жизни, Гобсек и подобные ему люди, владеющие огромными запасами денежной массы, сосредотачивают в своих руках власть, подчиняя себе аристократов и министров предместья Сен-Жермен, писателей и артистов, коммерсантов и дельцов. Гобсек, распоряжаясь судьбами, и даже жизнью людей, упивается своей властью над ними, считающими себя солью земли. При этом Гобсек говорит, что его взор «подобен взору господа». Он уверен, что ему дано читать в сердцах, поэтому ничто не может быть от него сокрыто, а значит и отказа не может быть ему – человеку, который завязывает и развязывает денежный мешок.

Гобсек считает, что он достаточно богат и у него хватит денег, чтобы купить совесть людей, управляющих министрами – от служащих канцелярий до их любовниц. Гобсек убеждён, что его деньги позволяют ему покорить самых красивых женщин и получать от них самые нежные ласки.

В образе Гобсека, более чем в любом другом из ведущих образов произведений, вошедших в «Человеческую комедию», Бальзак преклоняется перед методом романтическим, сохраняя стремление к сгущению красок, столь присущее романтикам.

В образе Гобсека воплощены наиболее отрицательные черты, присущие буржуазному обществу, и прежде всего стяжательство. Однако Гобсек, наделённый недюжинным умом и способный к широким обобщениям, не лишен при этом монументальности. Он считает, что «в золоте сосредоточены все силы человека».

Образ скряги папаши Гранде в произведении «Евгения Гранде» Бальзак обрисовал несколько иначе. И уже здесь писатель не прилагает усилий показать образ героя в романтическом стиле.