Раскрытие образов буржуазных хищников в произведениях Бальзака (часть 4)
Среди социальных типажей, которые раскрывал в своих произведениях Бальзак, особое место принадлежит каторжнику Вотрену. В романах автора он появляется под несколькими именами: испанский аббат Карлос Эррера, Жак Колен и Вотрен.

Вотрен является преступником, которого разыскивает полиция за побег, совершенный им с каторги. В произведениях Бальзака Вотрен является обобщенным социальным образом, а не просто преступником-рецидивистом и «королем каторги». В этом собирательном образе своего героя Бальзак предельно концентрирует принципы, существующие в джунглях, но по которым живет все общество. Подавляющее большинство представителей этого порочного общества тщательно вуалируют эти принципы под маской религии или фальшивой добродетели. В отличие от этих лицемеров, Вотрен своих принципов не скрывает. Он готов совершить любое злодеяние, торгует человеческой совестью, и если в том появляется необходимость, готов применить оружие или яд. По словам автора, Вотрен был воплощением общественных пороков во всей его «красе». Вотрен цинично исповедует свои волчьи принципы, даже не совершая робких попыток прикрыться мещанской моралью или лицемерными фразами. Его философию ярко характеризуют несколько фраз:

«Ты еще жив, если в состоянии кого-либо сожрать»;

«Люди, подобно паукам, попавшим в горшок, должны пожирать друг друга»;

«Жизнь можно сравнить с кухней, на которой приходится марать руки, и где стоит такое же зловоние, если появляется желание хорошо поесть. Только следует научиться хорошо вымыться после всего этого – это является моралью общества того времени».

«Плюйте на свои слова и убеждения. Продавайте их, когда потребуется».

Общество буржуа не могло простить Вотрену того, что он слишком хорошо познал их принципы, и глубоко ненавидело его за это. В романе Бальзака «Блеск и нищета куртизанок», в его заключительной главе, именуемой «Последнее воплощение Вотрена», особый интерес представляет завершение истории Вотрена. Автор провел своего героя через каторгу и всевозможные преступления, и наконец, определяет Вотрена на службу в полицию, делает его блюстителем тех самых законов, которые он всю свою сознательную жизнь преступал. Но автор не ведет своего героя сквозь горнило очищения, не делает его добродетельным гражданином, как Жан Вальжан у Гюго. Совсем наоборот, Вотрен так хорошо изучил законы благодаря тому, что всю жизнь их преступал, и теперь мог прекрасно служить этим законам. Вывод Бальзака очевиден: между беззаконием и буржуазным законом принципиальной разницы не существует.