Благородные аристократы в романе Бальзака «Дело об опеке»
Писателю Оноре де Бальзаку старый д'Эгриньон симпатичен тем, что он в корне отличается от корыстных буржуазных хищников. При всём при этом д'Эгриньон принадлежит к ХIХ веку, а из уст героини романа «Музей древностей» в адрес Старого д'Эгриньона звучит упрёк, мол, он все еще продолжает жить в XV веке, хотя давно наступил XIX век. Дворянство безвозвратно погибло. Дворянские грамоты «убил» Кодекс Наполеона. И это схоже с тем, как пушка уничтожила феодализм. Несомненно, Бальзак всей душой на стороне своей героини, поэтому-то он с такой иронией даёт ироническое название замку маркиза д'Эгриньон, нарекая его «музеем древности».

В этом музее собраны редкостные экспонаты, имеющие прямое отношение к выше упомянутому веку - люди, которые обречены на умирание. С точки зрения автора (Бальзака) «лучшей участи» они не заслуживают.

В романе под названием «Дело об опеке» Бальзак изображает аналогичного благородного аристократа. Это маркиз д'Эспар. Когда он узнаёт о том, что имущество его нажито незаконно, а именно путем ограбления одного из купцов, маркиз принимает решение часть своего богатства вернуть потомкам этого купца. Общество, не понимая такого поступка, объявляет маркиза д'Эспара сумасшедшим, после чего жена д'Эспара отдаёт его под опеку.

И таких благородных аристократов, для которых волчья мораль буржуазного общества и дух корысти ненавистны и неприемлемы, можно без труда найти в большинстве романов Оноре де Бальзака. Среди них и аристократы в романе под названием «Темное дело», и виконтесса де Босеан, и многие другие.

Изображая с симпатией представителей уходящего дворянства, и трезво оценивая их роль в современном обществе, Бальзак признаёт его гибель заслуженной и неизбежной.

Проявление со стороны Бальзака симпатии к дворянству – это прямое следствие глубокой ненависти, питаемой писателем к представителям буржуазного общества. Моральная развращенность и ненасытное корыстолюбие представителей буржуазии явились главными объектами беспощадных обличений Бальзака.