Галерея банкиров, дельцов, ростовщиков и торговцев в пьесах Бальзака
Через пьесы Бальзака, начиная с Жерваля - банкира из мелодрамы «Негр», проходит целая галерея банкиров, дель¬цов, ростовщиков и торговцев: ростовщик Матиас Махис, банкир Авалорос, хозяин «Золотого солнца» из известной коме¬дии «Надежды Кинолы», железоторговец Копполус, коммерсант Годар из «Мачехи», биржевик Руссо в «Памеле Жиро». Наиболее яркая серия портретов предстаёт перед читателями и зрителями в произведении «Дельце»: довольно красочно описан прожженный делец Меркаде Огюст, показанный во вза¬имоотношениях со своими кредиторами - коммерсантом Гуляром, домовладельцем Бредифом, биржевиком Верделеном. дело¬вым посредником Виолетом, ростовщиком Пьеркеном. Бальзак наделяет их судьбами и индивидуальными человеческими качествами, вскрывая при этом губительное влияние денег на личность каждого из них, что желает этих героев пьес потрясающе похожими друг на друга. В основе сюжетов всех бальзаковских пьес лежат конфликт, проблематика, тематика и сама идея, которые вытекают из «центральной картины».

В драме «Школа супружества» Госпожу Жерар чувство собственности заставляет пресле-довать Адриенну, которая была последней любовь старика Жерара. В ре¬зультате этого семья распадается, а герои драмы Жерар и Адриенна теряют рассу¬док. В благополучной внешне семье герцога де Монсореля на протяжении двух десятков лет витает подозрение в супружеской неверности. Великосветское общество Парижа начинает, незаметно для себя, срастаться с преступным миром. Распад аристократической семьи в произведении «Вотрен» приостановлен только усилиями и благородством каторжника Вотрена. В комедии «Надежды Кинолы» торговцы, лже-изобретатели и банкиры стремятся присвоить открытие Альфонсо Фонтанареса, которое сулит им немалые выгоды. В пьесе «Памела Жи¬ро» исключительно денежные расчеты управляют семейством Руссо, что препят¬ствует соединению Памелы и Жюля Руссо.