Бальзак и его художественный метод (продолжение)
Сегодня время общих рассуждений, направленных в нашей литературе в пользу реализма, уже прошло. Пришло время учиться видеть разницу, образовавшуюся между этими явлениями. Тот реализм, который был начертан на знамени социалистического искусства, прежде всего, представлял собой любовь к правде действия и к правде познания. Таких людей как Гоголь и Салтыков-Щедрин, Стендаль и Бальзак питало стремление к истине, и не только к истине теории, но и к понятию истины в смысле социальной справедливости. К действительности они относятся с героической твердостью. В этом и состоит их реализм. Здесь не лишним будет отметить, что слово реализм может довольно часто употребляться и в профессионально-ограниченном смысле (более узком). Это делается с целью обозначения определенной литературной манеры, исходящей от Флобера и от Эмиля Золя. Однако нельзя писателя называть реалистом только потому, что он овладел некоторыми литературными навыками и готов с безразличием профессионала повсеместно применять их к любому предмету. При этом нельзя из области реализма исключить такие произведения, как «Сказки» Салтыкова-Щедрина и Шагреневая кожа Оноре де Бальзака. Реализм второй половины девятнадцатого века, как литературное направление, является только одной из ветвей, на могучем дереве искусства всего мира и притом ветвью далеко не самой лучшей. И не следует забывать, что художественная литература реалистична, а это значит, что она во всех своих высоких проявлениях - правдива.