Бальзак и его художественный метод (продолжение)
Буржуазная критика наотрез отказывалась признавать Оноре де Бальзака реалистом. И это при всём при том, что его стремление к правде было настолько сильным, что оно побеждало даже его собственные, совсем не революционные убеждения. Бальзак, подобно Гегелю и Гёте, не понял значения первых шагов французского революционного пролетариата. Дело в том, что он был «продуктом» предшествующей эпохи. Поэтому творчество великого реалиста было ничем иным, как отпечатком ее противоречий.

Выступая против буржуазной развращающей силы, Оноре де Бальзак пытается найти себя между феодальным социализмом и аграрными утопиями Фурье. Партия Аксион Франсез, одна из наиболее реакционных современных французских партий считает Бальзака своим предшественником. Однако после прочтения романа «Крестьяне» Бальзака становится ясно, что между ними практически нет ничего общего. Произведение «Крестьяне» является первым произведением мировой литературы, подвергшим разрушению пасторальные идиллии романтиков и просветителей. В нём блестяще продемонстрирована классовая борьба в деревне, где простые обитатели сельских лачуг ведут беседы как зрелые политические мыслители, в то время как зажиточные владельцы поместья Эг пасуют перед мистической превратностью событий в молчаливом изумлении.

Оноре де Бальзак опасается гибели ценностей старой культуры, однако сочувствуя своим друзьям, которые родились и воспитывались в благоприятных условиях, он часто открыто демонстрирует презрение к их моральным качествам. И этому подтверждение его выражение, направленное в их адрес: «труха, одетая в бархат».