Пристальное внимание Бальзака к вопросам композиции своих романов
Вопросам композиции романа Бальзак уделяет очень серьезное внимание. Чтобы найти новую реалистическую композицию, художнику понадобилось проделать огромную работу. Стоит заметить, что Бальзак вовсе не отказывается от сложной интриги, необычных ситуаций, острых положений, которые так характерны для романтического жанра. Но автор, в своих романах, всем событиям: запутанным, сложным, порой просто фантастическим, придает реалистическую мотивировку, тем самым подчеркивая, что изображенная в его романах буржуазная жизнь, сама по себе очень сложна, несет в себе много драматизма, содержит динамику запутанных ситуаций и сложных столкновений.

Сюжеты своих романов Бальзак наполняет сложными интригами, но в этом многообразии, переплетающихся между собой, запутанных фактов, Бальзак пытается отыскать тот стержень, вокруг которого и развиваются все события произведения. От множества старых, общепринятых традиций построения романов, Бальзак отказывается. В качестве примера можно назвать отказ от единого главного героя произведения, вокруг которого развивается весь сюжет. Очень сложно определить, кто является главным героем романа «Отец Горио» - Растиньяк или отец Гороио? В «Блеске и нищете куртизанок», кто главный герой – Люсьен или Вотрен? А в романе «Утраченные иллюзии», параллельно раскрываются судьбы двух молодых людей – Люсьена и Давида Сешара. А кто является главным героем романа Бальзака «Евгении Гранде» - Евгения или папаша Гранде? И этот перечень можно продолжать до бесконечности. О своей «Человеческой комедии» Бальзак говорил, что это драма, в которой три или четыре тысячи действующих лиц. Автор прекрасно показывает, что силой, направляющей и определяющей действия героя в его произведениях, является материальная заинтересованность, причем выделяется несколько ситуаций.

В зависимости от материальной нужды, находятся стремления создать карьеру, мечты и честолюбивые замыслы героев. Но мечты, связанные с карьерой, рушатся, а, доведенный до нищеты и отчаяния, герой решает свести счеты с жизнью, которые читатель наблюдает в романах «Утраченные иллюзии» и «Шагреневая кожа».

Романы Бальзака строятся на вечном конфликте материальных интересов его героев, который четко прослеживается на романах «Цезарь Бирото», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и других.