Критический реализм в произведениях Бальзака (часть 4)
Многие известные представители критического реализма испытали на себе плодотворное воздействие романтизма. Диккенс тоже был глубоко связан с художественным сознанием романтизма. Всё его творчество было окрашено романтической, и в то же время утопической, мечтой об обязательном торжестве добра, о всеобщем братстве и любви. Стендаль, усвоивший также уроки романтизма, был в своей творческой манере особенно близок им. Сие сказалось как в глубоком психологизме Стендаля, так и в идейно-эстетической структуре романов этого писателя, в центре которых стоит всегда главный герой, который умело противопоставлен действительности и возвышается над ней.

Особенный характер восприятия романтизма свойствен и некоторым ранним произведениям Бальзака. В критическом реализме (имеется в виду литературное направление) заложено критическое начало. Высокий положительный идеал для большинства реалистов был не менее важными, чем социально-критическая направленность. Обличители современной общественной системы противопоставляли ей некую мечту о справедливом социальном устройстве, хоть эта мечта и была утопической. Социальному разоблачаемому злу противопоставлялся нравственно-этический высокий идеал. И, пожалуй, одно из наиболее убедительных тому свидетельств – внушительная галерея ярких и весьма положительных героев, фигурирующих в произведениях критических реалистов. Но здесь следует подчеркнуть, что подавляющая часть положительных героев относилась к социальным низам общества.