Бальзаковедение после революции 1917 года (часть 2)

Горький не имел ясного представления о мировоззрении французского писателя и его политических взглядах. Луначарский, далёкий от социологического толкования литературы, вообще считал, что Бальзак не был ни в какой мере социалистом, хотя и реакционером он его не считал. Луначарский не понимал взглядов Оноре де Бальзака, отмечая странность этой фигуры в литературном мире (в смысле убеждений) и указывая на то, что убеждения писателя в его романах не просматриваются. Партийный и государственный деятель, с мнением которого в России считались, находил, что писатель Бальзак яркие страницы своих романов пересыпает проповедями и рассуждениями, имеющими иногда вполне определенный католический характер, подчас революционный и реакционный. Поэтому Луночарский делал вывод о том, что Бальзак избегает принципиальности в своих произведениях, являясь, при этом, беспристрастным социологом, великолепно знающим, учитывающим и изображающим явления социальной жизни, и стремящимся быть объективным.

В 1932 году впервые было опубликовано письмо Ф. Энгельса, адресованное М. Гаркнесс (т. 2, «Литературное наследство»). Оно по-новому осветило эту довольно сложную проблему и легло и стало основой для дальнейшего изучения творчества Оноре де Бальзака.

Энгельс, характеризуя Бальзака, писал, что он считал его более крупным мастером реализма, нежели все остальные писатели прошлого, настоящего и будущего. Данные слова в известной степени перекликаются с мнением передовой критики России, которая, как позже стало известно, придерживалась такой же точки зрения. Однако, если русская критика оценила реалистическое мастерство писателя Бальзака рано, то психологическую и историческую правду той картины, которую он перед читателем раскрывает и причины проницательности Бальзака русские критики искали или в беспристрастном объективизме, или в его ярой ненависти к буржуазной монархии царствовавшего в те времена Луи Филиппа. С одной стороны в Бальзаке видели всего лишь реакционера, критикующего буржуазное общество, с другой стороны - истого естествоиспытателя, не допускающего «никаких нравственных различий между злом и добром».