Бальзаковедение после революции 1917 года (часть 3)

Слова Бальзака о том, что непрерывный труд является законом для искусства, в своё время вдохновляли Демьяна Бедного, включившего эти слова из произведения Бальзака под названием «Бедные родственники» в свое стихотворение, которому он дал название «О писательском труде».

А. Н. Толстой, выступая на Первом съезде писателей в 1934 году, указал на «могущественное влияние», которое оказывает на формирование общества художественно оформленный тип нового человека (имеется в виду влияние «для данного общества и данной эпохи»). Алексей Николаевич Толстой утверждал, что значение Бальзака велико именно в том, что из всего хаоса французского буржуазного общества после свершившейся в этой стране революции, он извлек, а потом и оформил нового человека девятнадцатого столетия.

В СССР о Бальзаке, начиная с двадцатых годов, писали много. Однако в то время советские литературоведы не смогли дать принципиально новой оценки творчества великого реалиста.

В двадцатых и начале тридцатых годов развитие науки о литературе тормозилось вульгарно-социологическим методом Переверзева и созданной им школой. Однако будучи даже свободным от вульгарно-социологической ограниченности, А. В. Луначарский – один из наиболее крупных знатоков зарубежной литературы, не смог до конца разобраться в противоречивом и сложном творчестве Бальзака.

Луначарский в своих лекциях, на которых он освещал вопросы, касающиеся истории западноевропейской литературы, часто останавливался на мощной фигуре Бальзака. Он говорил о том, с каким восторгом и величайшим почтением Карл Маркс относился к Бальзаку и о том, что Маркс для познания буржуазного мира почерпнул из произведений Бальзака больше, нежели из целого ряда известных научных трактатов. Однако Луначарскому так и не удалось раскрыть причину такой проницательности Бальзака.