Проблема творческой личности в произведениях Бальзака (продолжение)
Бальзак понимает всю безысходность положения творческих личностей в буржуазном обществе, наталкивается на безнадежные выводы и совершает попытки найти другое решение проблемы. Но в лабиринте социальных противоречий художник не видит выхода, тогда он идет на компромисс и пытается убедить читателя, что необходимого эффекта творческий энтузиазм может достичь и при существующем общественном строе. Для доказательства, Бальзак пишет свои утопические романы. И художественная и идейная слабость этих произведений служат подтверждением тому, насколько Бальзак был противоречив в решении одной из кардинальных задач в своем творчестве.

К таким романам относится «Деревенский священник» - 1839 г.

Суть романа заключается в том, как целый край, в котором нет промышленности, процветает убожество и нищета, превратился в богатый, цветущий, культурный край. Это чудесное превращение осуществили, объединившись, помещица Грасслен, священник Бонне и инженер Жерар.

Бальзак пытается доказать, что личные усилия, инициатива кучки энтузиастов, являются движущей силой, а в основе их энтузиазма лежат высокие стремления, направленные во благо людей, а не личные корыстные цели, поэтому они и достигают желаемых результатов. В крае строится железная дорога, мастерские, развивается промышленность – плоды труда кучки интеллигентов.

К жанру утопического романа Бальзак обращается не случайно, ведь только таким образом ему удалось создать идеальный мир, из которого искусственно удалены все препятствия, которые обычно стоят на пути творческой личности, он удалил всех, кто является основной активной силой буржуазного общества – «гобсеки», «вотрены», «нюсенжены».

Чтобы доказать возможность существования творческой деятельности в существующем строе, Бальзак устраняет все типичные взаимоотношения буржуазного общества – погоню за наживой, звериный эгоизм, конкуренцию, как стимул буржуазных дельцов.

Бальзак пытается создать «идеальное буржуазное общество», но его попытка выглядит очень неубедительно, очевидным становится то, что автор изменяет своим собственным принципам. На фоне всего творчества Бальзака, такие романы выглядят наиболее бессильными, слабыми, и, конечно, не являются его золотым фондом.