Бальзак – классический представитель писателей-профессионалов своего времени (часть 3)

Романы, вошедшие в первый раздел, в подавляющем своем большинстве, были автором разделены на шесть тематических «сцен» или своеобразных частей: «Сцены частной жизни». Этот подраздел посвящен теме детства и юности с их заблуждениями. Следующий подраздел раскрывает период жизни героев в зрелом возрасте, с его интересами, страстями, расчетами, честолюбием – это «Сцены провинциальной жизни». В «Сценах парижской жизни» автор раскрывает столичную жизнь ее обитателей со всеми их необузданными проявлениями, пороками, вкусами.

Следующие два подраздела посвящены раскрытию жизни, которая проходит вне общепринятых правил и рамок – это «Сцены военной жизни» и «Сцены политической жизни». Завершают этот огромный цикл самые чистые и наивные герои романов Бальзака – «Сцены сельской жизни». Общими темами не исчерпывается внутренняя цельность «сцен», их объединяют «возвращающиеся» персонажи романов, которые из одного произведения переходят в другое. К примеру, Растиньяк встречается в в «Шагреневой коже» (1830—31) и в «Отце Горио» (1834—35). Другого героя, Жака Колена, читатель встречает в «Блеске и нищете куртизанок» (1838—47), в «Отце Горио», а также, в «Утраченных иллюзиях» (1837—43). Главные герои одного произведения, в другом становятся второстепенными, и наоборот. Произведения Бальзака не подчинены общепринятому принципу построения произведений, с его развязками и завязками сюжетов. Биография его героев раздроблена, неупорядочена в хронологическом плане, носит незавершенный характер. Зачастую читатель знакомится сначала с серединой жизни персонажа, а затем с ее началом, сначала узнает историю смерти героя, а затем – его рождения, знакомится с началом, после конца. Каждая книга Бальзака является завершением судьбы одного персонажа, и началом судьбы другого его персонажа.