Бальзак – классический представитель писателей-профессионалов своего времени (часть 4)

Бальзак видел в подобном сюжетном построении аллюзию на реальную жизнь, в которой нет ни начала, ни конца. Более того, при такой постановке вопроса возникает иллюзия достоверности, ибо в нашем бренном мире нет ничего цельного, в нём всё мозаично. Существует возможность лишь излагать события в хронологической последовательности – те события, которые уже случились в прошлом. Данный метод, к непрерывно движущемуся настоящему времени неприменим.

В 1830—1837 годах Бальзак создаёт произведения, вошедшие несколько позже в «Философские этюды», изображавшие разрушительные бури мысли. Для этого раздела критериями отбора Бальзак избирает философскую насыщенность, которая, кстати, присуща далеко не всем «Философским этюдам»). Для этих же целей была использована и фантастика («Эликсир долголетия» и «Шагреневая кожа» - 1830; «Прощённый Мельмот» - 1835; и др.). «Шагреневая кожа» (первая книга этого раздела) представляет собой связующее звено между «Философскими этюдами» и «Сценами нравов». В ней раскрывается суть эпохи, а именно: погоня за карьерой, за деньгами, за чувственными наслаждениями, которые не способны приносить ни духовной свободы, ни удовлетворения. Большинство персонажей «Философских этюдов» заражены маниакальной страстью к наживе. и хотя тип «невольника страсти» встречается ещё в 1-м разделе Скупец Гобсек, скряга Гранде, отец Горио, любящий своих чад и другие – яркие представители «невольников страсти», получают здесь философское осмысление.

Замысел «Аналитических этюдов», куда Бальзак намеревался включить «Анатомию педагогической корпорации», «Патологию социальной жизни», «Физиологию брака», «Монографию о добродетели», он до конца так и не реализовал.

«Человеческую комедию» Э. Золя сравнивал с Вавилонской башней, которой не суждено было быть воздвигнутой архитектором по причине отсутствия времени. Циклом «главное событие моей жизни» Бальзаком был намечен путь дальнейшего развития реализма в литературе всего мира.