Бальзак – классический представитель писателей-профессионалов своего времени (часть 5)

Завязок и развязок в общепринятом смысле этого слова (как то: не завершённые, хронологически неупорядоченные, раздробленные биографии его героев; знакомство читателя с серединой жизни персонажа ещё до её начала и с началом после конца; знакомство читателя с историей смерти, притом до истории рождения персонажа) у Бальзака нет. В каждой из его книг судьба одного героя завершается, а судьба другого начинается. Бальзак видел в таком построении аллюзию на реальную жизнь, в которой не существует ни начала, ни конца. Более того, подобное повествование позволяло создать полную иллюзию достоверности, а если быть до конца точными - картин движущейся истории. Этим автор подчёркивал, что в этом мире нет ничего цельного, в нём всё мозаично. В хронологической последовательности можно излагать лишь события, которые случились в прошлом. Данный метод к непрерывно движущемуся, настоящему, времени неприменим. В 1830—1837 годах Бальзак создаёт произведения, вошедшие в последствие в «Философские этюды», которые изображают бури, разрушающие мысли и чувства. Критериями отбора при создании этого раздела Бальзак избирает философскую насыщенность, присущую далеко не всем «Философским этюдам», а так же фантастику (в произведениях «Эликсир долголетия», «Шагреневая кожа» 1830; «Прощённый Мельмот», 1835 и др.). «Шагреневая кожа», которая является первой книгой этого раздела, стала связующим звеном между «Философскими этюдами» и «Сценами нравов». Она раскрывает суть эпохи, а именно: погоню за карьерой, за деньгами, за чувственными наслаждениями, которые не приносят ни духовной свободы, ни удовлетворения. Многие персонажи «Философских этюдов» заражены маниакальной страстью к наживе. Философское осмысление получают здесь чадолюбивый отец Горио, скупец Гобсек и скряга Гранде, несмотря на то, что тип «невольника страсти» читатель встречает ещё в первом разделе.