Образы молодых людей в романах Бальзака: Шарль Гранде и Эжен Растиньяк
Особое внимание реалисты XIX столетия придавали теме формирования человеческой личности, а конкретно – личности молодых людей, не малое место занимает эта тема и в творчестве Бальзака. Автор на целом ряде примеров прослеживает жизнь молодых людей. Читатели наблюдают, как наивный юноша, обладающий хорошими задатками, у которого изначально были какие-то иллюзии, постепенно превращается в опытного, ловкого дельца (Шарль Гранде, Растиньяк). И совершенно противоположный образ юноши, который совершает попытки самостоятельно продвинуться в обществе, при этом терпит унизительное поражение и гибнет, пример тому - образы Рафаэля и Люсьена.

В образах Шарля Гранде и Эжена Растиньяка автор романов создает собирательные образы молодых людей, которые ведут упорную борьбу за собственное благополучие.

Бальзак создает удивительно точные портреты молодых людей, которые неуклонно и последовательно продвигаются вверх. Романтический период, когда молодые люди полны надежд, что благополучия можно достичь честным путем, у них заканчивается достаточно быстро. Если таким молодым людям приходится «расставаться с иллюзиями», то процесс этот происходит, достаточно безболезненно. Эжен Растиньяк, в «Отце Горио» еще уверен в существовании доброты, с гордостью думает о своей чистоте. Ему кажется, что на свете нет ничего прекраснее, чем созерцание собственной жизни, при этом сознавая, что она чиста, как цветок лилии, сравнивая свою жизнь и себя с безгрешностью и чистотой жениха и невесты. Этот молодой человек в Париж приезжает из провинциального городка, поступает на юридический факультет, чтобы продвинуться по карьерной лестнице вверх. Он аристократического происхождения, и для него открыты двери в салон виконтессы де Босеан, но его социальное положение оставляет желать лучшего, так как он бедняк, а потому является пансионером мамаши Воке. Свой жизненный опыт Растиньяк и молодые люди, подобные ему, черпают из двух совершенно противоположных миров – бедняков и богачей.