«Школа брака»
Бальзак, как известно, в театральном деле никогда не имел успеха. К слову сказать, он никогда и не любил театр. Поэтому не трудно догадаться, что успеха на этом поприще он добивался исключительно ради денег. Его известные пьесы, за исключением комедии «Меркаде», которая и теперь могла бы смотреться с огромным удовольствием в исполнении талантливых артистов, бесспорно плохи. Эта комедийная пьеса по многим показателям стоит выше многих других пьес.

А вот пьесу «Школа брака» Бальзак писал с большой любовью, нежели прочие свои пьесы. В ней он хотел сказать новое слово, как в смысле вложенной тенденции, смелой для того времени, так и в смысле сценической техники. Идея пьесы оказалась чересчур смелой для того времени. Видимо поэтому за столь долгий срок (более восьмидесяти лет) ни один директор театра так и не осмелился поставить у себя эту пьесу Бальзака. Одни отказались ставить эту пьесу по причине ее «безнравственности», чего не испугался Антуан, слишком энергично встряхнувший с листов манускрипта пыль десятилетий. Он не постеснялся перекроить пьесу и урезать её, отчего пьеса возможно и выиграла, хотя кое-что и потеряла.

Бальзак был плохим мастером театра, однако вместе с тем он обладал наиважнейшими качествами великого драматического писателя, который мог виртуозно создавать характеры и придумывать захватывающие ситуации. Он сохранил эти свойства и в своей «новой» пьесе. Но эта пьеса, помимо всего, свежа непринужденным реализмом. В то время для театра никто так не писал.

По своей правдивости она могла быть подписана Ожье, а по резкости моральной тенденции - Мирбо или Беком.

В своей пьесе Бальзак хватает за горло обеими руками буржуазный брак, не скупясь против него на самые горькие слова.