Социальная мифология в романах Бальзака
(часть 1)
«Социальная мифология» это понятие, которое позволяет стать ближе к этиологии душевного состояния человека современного, его реальным, и мистическим видением престижа и успеха, власти и торжества над всем миром. Могущественный демон современности, вобравший в себя не только энергию шопенгауэровской «воли», но ницшеанский витализм. Гипнотическая сила наделила волю к власти, чувственностью, а ее энергию же устремила на борьбу за самоутверждение. Творчество Бальзака дает ответ, в своих произведениях, на взаимодействие общества и личности. Так же как у Стендаля, в романе «Этюд о господине Бейле», Бальзак обнаружил новаторские находки, как автор «Пармской обители», роману, которому было суждено быть принципом новой романной формы. Изображая героя, Стендаль, показывает его абстрактные романтические цели конкретизирующиеся законами общества. Герой уступает место биографического романа, историческому многозначному факту, в которое он вовлекается на равных с другими героями произведения. Для Стендаля исторический событие, становится эпизодом - «Литературным фактом» (Тынянов), которого предстает судьба. Бальзак значительно расширяет временные и пространственные горизонты стендалевского романа: «Персонажи... живут, лишь при условиях, которые представляют великий образ современности». Фабульное событие, претворяется писателем в событие эпического масштаба, захватывающий французский образ жизни девятнадцатого века. Так восстанавливается эпическое равенство героя внутреннего и внешнего, и индивида, рода и поколения на новой социально-мифологической основе. Стоит вопрос: « Как же сделать интересной драму с большим числом персонажей, драму, которую представляет собою общество?» задается этим риторическим вопросом Бальзак. Риторическим, потому что, когда писалось предисловие (в1836 году), ответ был писателю уже известен, так как он построит систему романов. Вот, например, в романе «Отец Горио» подобно дедуктивным методам описывается дом, в котором находится семейный пансион, улицы, местность, фасад, далее идет описание комнат, неприглядных на вид, переходя, на описание хозяйки дома, и так далее от одного до другого, обитателя пансиона, вплоть до Растиньяка и Вотрена. Созданная Бальзаком эпопея иногда сравнивается с частичкой пазла, в которой каждый роман, по аналогии рассматривается как часть, а панно из пазлов - как целое законченное произведение. Однако наглядность такого сближения омрачаются одним недостатком: по одной частички пазла нельзя составить представление обо всем изображении, тогда как, прочитав хотя бы один из бальзаковских романов, читатель получает представление обо всем романном цикле. Чтобы осмыслить принцип строения «Человеческой комедии», подходит аналогия с изоморфизмом, то есть, часть одного романа воспроизводится как структура целой эпопеи. Мифологизацию истории на композиционном уровне, обеспечивает подобная связь, между частью и целым.