Бальзак: «Создание искусства должно служить человеку»
Согласно теории, которой придерживался Бальзак, органическая связь с реальной жизнью является необходимым условием полноценности художественного произведения. Бальзак был твердо уверен в том, что художника для искусства можно считать утраченным, если объективная действительность перестала ему служить источником творческого вдохновения или художник оторвался от нее. «Гамбара» и «Неведомый шедевр» - две повести автора, философского направления, которые Бальзак посвящает данной теме.

В повести «Неведомый шедевр» Бальзак изображает художника Френхофера, который занят поиском новых творческих методов, позволивших ему получить наиболее совершенное и полное художественное воплощение идеи. Френхофер долго работает над созданием произведения, скрывая ото всех свою работу, однако, когда, наконец, картина была готова, и она была представлена на суд друзей и учеников художника, оказалась, что для них она является всего лишь беспорядочным нагромождением линий и красок, и зрителям не говорит совершенно ни о чем. Неудача художника скрывается в тайной глубине: создавая свое полотно, он черпал свое вдохновение не в безграничном богатстве объективного мира, а в своем личном «Я». Как утверждал Бальзак, произведения искусства должны служить человеку, они должны решать вопросы, которые касаются не одного человека, а всего сообщества. На творческий труд художника должны вдохновлять высокие гражданские задачи, а не стремление к раскрытию в произведении искусства своего личного субъективного мира. В основе замысла «Человеческой комедии» Бальзака лежат именно эти высокие требования писателя к искусству. Его заслуга заключается в том, что впервые в истории художественной литературы, он совершает попытку осмыслить социальные явления, происходящие в обществе, за развитием которых он наблюдает, изображая их в своих романах, не в качестве разрозненных фактов, а как внутренне тесно и глубоко связанный, сложный социальный процесс. Бальзак, в своей «Человеческой комедии», стремится к раскрытию социального мира таким образом, чтобы обнажить его внутренние связи и пружины.

Бальзак, в своем предисловии к «Человеческой комедии» пишет о том, что истинный художник обязан стремиться к тому, чтобы заслужить похвалу за свои труды. Художник обязан стремиться к познанию основ социальных явлений в реально существующем обществе.