Персонажи произведений Бальзака и специфика их художественной типизации (часть 2)
Высказывая дружеские пожелания относительно этого произведения (роман «Городская Девушка), Энгельс призывает англичанку Маргарет Гаркнесс к реалистичному и правдивому изображению жизни. В суждениях Энгельса содержатся положения теории реализма, которые являются основополагающими, в которых и поныне сохраняется научную актуальность.

В письме к писательнице Энгельс рассуждает о том, что реализм, помимо правдивости деталей, предполагает в типичных обстоятельствах правдивость в воспроизведении наиболее типичных характеров.

Энгельс, из бесчисленного множества характеров, описанных в «Человеческой комедии», выбирает характеры наиболее ярких представителей поднимающейся буржуазии, подразумевая под типичными характерами те, которые олицетворяют собой социальные типы эпохи и характеры аристократов.

Энгельс подчёркивает, что важнейшей чертой мировоззрения Бальзака является его стремление идеализировать аристократов, милых его сердцу, одновременно противопоставляя последних буржуазному «вульгарному выскочке». Но тут, же Энгельс подчёркивает, что сила бальзаковской сатиры, когда писатель описывает аристократок и аристократов столь дорогих его сердцу, постепенно становится особенно острой, а ирония подчёркнуто горькой. Типичность описанных Бальзаком образов заключалась в том, что писатель показал их в качестве представителей класса, исчезающего с исторической арены и безвозвратно утрачивающего былую мощь. По мнению Энгельса, наибольшей заслугой Бальзака является то, что он сумел увидеть подлинных людей будущего в республиканцах Сен-Мерри, а не в победившей буржуазии. Таким образом он выявил истинное направление социальных конфликтов, появившихся в то время между народной революционной демократией, буржуазией и дворянством.