Судьба бальзаковской драматургии
До сих пор остаётся загадкой, почему великий писатель Бальзак, стремящийся обновить театр, ясно осознавший свою цель и обладавший необходимыми качествами для выполнения осознанной им цели, не смог в полной мере осуществить поставленные перед самим собой задачи. В «Истории западноевропейского театра» об этом говорилось примерно так: причина этого явления была сокрыта в общем отставании драматургии Франции середины XIX века от романа. Этот ответ можно счесть верным в том от-ношении, что причину данного явления следует искать вне личностных свойств Бальзака. Однако есть здесь и определённая неточность: драматургию Бальзака следует отождествлять с творчеством этого направления, относящимся к 20–40-м годам прошлого столетия, то-есть ко времени, когда триумфа романтическая драма испытывала триумф и не отставала от романтического романа. В этом случае правильнее было бы говорить о факте отставания реалистической драмы от столь же реалистического романа. Однако именно этот факт как раз и требует разъяснения.

В первой половине XIX века формирование реалистической драматургии Франции шло по двум основным направлениям. «Драмы для чтения» создавали Ремюза, Леве-Веймар, Диттмер, Каве, Вите, Мериме. Произведение Мериме «Жакерия» по степени раскрытия объективных закономерностей действительности находится на одном уровне с реалистическими романами. Для него характерна многогранная обрисовка образов и историзм. Но на сцене «Жакерия» не могла быть исполнена.

Бальзак, Пиа, Монье, Фредерик-Леметр, напротив, писали драмы непосредственно для сцены. Особое признание, из созданных ими образов, получили такие, как Жозеф Прюдом, Робер Макер, то есть те персонажи, типизация в которых осуществляется за счет гротеска, а не за счёт реалистической многоплановости. Ключ к объяснению и пониманию судьбы бальзаковской драматургии следует видеть, прежде всего, в творческой установке на сценическое воплощение.

Бальзак ориентируется на репертуар современного театра и его законы, на жанры, популярные образы, и на этой базе уже создает новаторскую драматургию, утверждая свое, истинно бальзаковское понимание действительности.

Темы, идеи, проблематика и конфликт в пьесах Бальзака как правило очень близко приближаются к программе его гениальной «Человеческой комедии».