Рассуждение Бальзака о теории типического
Бальзак был твёрдо убежден, что в изображаемом мире от внимания художника ничто не должно ускользнуть. В связи с этим в теории Бальзака очень большое место занимала проблема типического.

Так как же создаётся тип и что такое «типическое»? Бальзак отвечает на этот вопрос в своей повести «Неведомый шедевр». Её герой – художник, который своему ученику говорит, что задача искусства состоит не в копировании природы, а в её выражении. В противном случае скульптор выполнил бы свою работу, создав гипсовую форму с женщины. Сняв с руки возлюбленной гипсовую форму, и положи ее перед собой, можно увидеть « ужасный труп», не имеющий с оригиналом ни малейшего сходства. Так рассуждает герой повести «Неведомый шедевр». Далее он рассуждает так: надо искать художника и резец. Не стремясь к точной копии, художник передаст движение жизни. Так же действует и писатель. Он должен схватывать облик вещей и существ, их ум и смысл.

Бальзак утверждает, что художник, создавая тип, имеет право преувеличить и усилить те или иные качества, с целью выделить в нём типическое. Это объясняет наличие в произведениях Бальзака целой теории преувеличения. Художник, по его мнению, «имеет право хватить через край». Вои и Бальзак довольно охотно пользуется данным правом. Однако, ему свойственно использование этого права при описании существенного, в том числе социальных качеств характеров героев его романов. При этом образ Вотрена весьма преувеличен. Тем не менее у Бальзака получился совсем не романтический злодей, являющийся носителем абстрактного зла. В Вотрене преувеличены те пороки, которые являются порождением буржуазной действительности, и как бы ее воплощением.