Тернистый путь «Человеческой комедии»

Значительную роль в знакомстве с драматургией Бальзака сыграли вышедшие в 1930 г. труды Д. З. Милачича. Именно тогда были опубликова¬ны ранее неизвестные тексты, наброски сцен, планы и стали понятными общие контуры внушительной деятельности писателя в создании глубоко идейной драматургии значительной по своему содержанию.

Первая отечественная монография о драматургии Бальзака появилась в 30-е годы. А. Гербстман, её автор, раскрыл значение баль¬заковского театра и показал пути формирования драмы реализма в творчестве величайшего писателя. Он в числе первых доказал, что Оноре де Бальзак обладал незаурядным драматурги¬ческим талантом. Книга А. Гербстмана была написана в годы, когда о драматургии Бальзака поч¬ти н6е имелось никаких сведений. Поэтому автору пришлось много сил и времени потратить на сбор нового фактического материала.

В СССР были изданы некоторые бальза¬ковские пьесы. Они были введены в программу театро¬ведческих факультетов в курс «Истории западноевропейско¬го театра». Таким образом, драматургия Бальзака получила освещение в пособии, предназначенном для этих факультетов, вследствие чего возникла база для обобщений пьес великого писателя и возникла возможность сделать выводы.

Драматургическая деятельность для Бальзака не была делом второстепен¬ным. Первыми его литературными опытами были либретто ко¬мической оперы к поэме Байрона «Корсар» (1819), замысел комедии «Два философа» (1819), работа над трагедией «Кромвель» (в стихах,1819–1820).

Не дошедшие до нас последние его произведения драмы - «Король нищих» и «Ри¬чард Губчатое Сердце» были написаны вчерне. А между ними - десятки замыслов и набросков и не менее деся¬тка законченных пьес. Бальзак страстно желал писать драматические произведения, но Эвелина Ганская, которую Бальзак в конце своей жизни и обвинил, отклоняла его от работы над пьесами, хотя он хотел писать только их.

Бальзак внимательно следил за новыми постановками, которые осуществлялись на парижских сце¬нах. Кстати он чаще всего давал отрицательную оценку тому, что видел, а именно «Бургграфы» и «Эрнани» Гюго, «Черный доктор» Анисе-Буржуа, «Лукреция» Понсара, «Парижские тайны» по роману Э. Сю. Анализ разрозненных выска¬зываний писателя свидетельствует о его стремлении обновить те¬атр. Он упрекал министра Ремюза за то, что он закрыл множество театров, и это привело к тому, что современной драме некуда ступить. Драматург в своё время сокрушался, что существуют три театра мелодрамы, четыре те¬атра водевиля и ни единого - для комедийных опытов современной литературы и дра¬мы.