Балет «Утраченные иллюзии» на сцене Большого театра (часть III)

В балете «Утраченные иллюзии» сцена в мансарде Люсьена слишком напоминает картину «У Петрушки», да и фортепиано солирует в оркестре точно так же. К общей музыкальной линии мелодии Стравинского и Чайковского пристали ну просто как репейник. А композитор Десятников, не отважился отсечь лишнее, а лишь убавил блеска культурной игре. Музыкальная ткань «Утраченных иллюзий», лишенная оркестрового полнозвучия, соткана из «букета» инструментальных ансамблей. Это в значительной степени роднит партитуру с лучшими образцами европейского модернизма, отвлекая от главной музыкальной темы.

Бросается в глаза и то обстоятельство, что музыка этого балета не столь естественна, в сравнении с другими произведениями Десятникова, которые признаны шедеврами музыкального творчества. В третьем акте, где композитором создается любимое им настроение тоскливости, одна за другой идут прекрасные страницы. Десятникову всегда удавались сцены, где страдают одинокие композиторы, будь то Вольфганг Амадей или Люсьен.

Выбрав сюжет и название, Ратманский и Десятников, «заявили» на весь мир, что драматический балет образца 30-х — это выбор, круче которого сегодня ничего не существует. Но забыли при этом объяснить: почему?

В результате в выигрыше остался лишь Бальзак, универсальное название произведения которого теперь отражает чувства тех, кто пришел в Большой театр с надеждой посмотреть приличный балет.